Министерство
образования и науки
Луганской Народной Республики

» » » «Луганское общеобразовательное учреждение – гимназия № 30 имени Н.Т. Фесенко»

«Луганское общеобразовательное учреждение – гимназия № 30 имени Н.Т. Фесенко»

Мы, учителя, всегда с нетерпением ждем 1 Сентября. Любим этот праздник - это долгожданная встреча со школой, с учениками. В этом учебном году в двери нашего государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение – гимназия № 30 имени Н.Т. Фесенко» вошли не совсем «обычные» классы: 1-А класс – класс девочек и 1-Б класс – класс мальчиков.
Все новое всегда волнительно и вызывает множество различных мнений, пересудов. Волновались учителя, волновались родители. Но уже в первый день образовательной деятельности стало очевидно: мы сделали все правильно. Смело вошли в свой класс мальчики и стали его исследовать, с интересом изучали, и несмело стали обживать новое пространство – девочки…
Многие сторонники смешанного обучения утверждают, что при параллельной модели обучения нарушается общение между полами. И все же мы позволим себе поспорить с ними. Наши девочки и мальчики за этот год выросли, окрепли, усвоили программный материал, сдружились, стали одной большой семьей, хотя и обучались в параллельных классах.
Параллельно-раздельное обучение: на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, но в остальном (внеурочные занятия, группа продленного дня, внеклассные и внешкольные мероприятия) живут как один класс. Вместе танцуют и поют, готовятся к мероприятиям, участвуют в соревнованиях, выезжают на экскурсии, общаются на переменах, поздравляют друг друга с праздниками. При встрече мальчики стараются проявлять галантность, а девочки производят на них впечатление своими хорошими манерами. Накануне Дня Защитника Отечества семейные команды мальчиков и девочек соревновались, а потом девочки, хозяюшки, угощали своих рыцарей. 8 Марта барышни с нетерпением ждали в гости кавалеров. Мальчики пришли в соседний класс и, встав у доски, читали девочкам стихи. Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем - смущённо хихикать, пряча улыбки в ладошки. В завершении поздравления мальчики подарили каждой девочке подарки. А перед Пасхой, работая в паре, мальчики с девочками помогали друг другу делать подарки к празднику своим родным.
При параллельно-раздельном обучении речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину мальчики и девочки изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Пики и спады работоспособности у мальчиков и девочек не совпадают, у каждого свои особенности мышления, восприятия новой информации. Уроки строим так, чтобы наиболее трудный материал успешно усваивался на пике работоспособности. Теперь появилась возможность планировать подачу материала на занятиях с учетом полоролевых особенностей, что и позволило реализовать личностно-ориентированный подход к образованию детей, а именно: для мальчиков наиболее подходит высокий темп подачи материала, быстрая сменность заданий. Мальчики не любят долго писать, не терпят повторов. Зная эти особенности, смогли скорректировать их работу на уроке за счет разнообразия поставленных задач, дав возможность для проявления самостоятельности и активизации логики мышления. Мальчикам свойственно быть первооткрывателями, искать новые пути. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было так действовать. Мальчики быстро включаются в поисковую деятельность и лучше работают тогда, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. То есть, мальчикам больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному.
В классе девочек преобладает более размеренный темп урока с большим количеством повторений. Новый материал изучается дозированно, используются типовые задания, акцент делается на развитие речевых навыков с использованием большого количества наглядного материала. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал. Им нравится много писать, они более кропотливы и старательны. На практике мы подтвердили, что эмоциональная окраска подачи и восприятия нового материала в параллельных классах разная: у девочек – от эмоционального восприятия к его логическому осмыслению, у мальчиков – с точностью до наоборот.
В классе девочек мы с осторожностью проводим соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. Мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.
Мы на практике поняли, насколько девочки отличаются от мальчиков. Зная ответ, девочка будет молчать, и ждать, пока кто-то не ответит. В общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет. Вначале это очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась ошибиться. Казалось, что урок ведешь в пустом классе. Но, если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий раз она снова оробеет. Интересно, что мальчик такого подхода не понимает и удивляется, почему его отметили за неверный ответ.
Уроки физкультуры в 1-Б классе, в классе мальчиков, ведет учитель - мужчина, а в 1-А, в классе девочек, – женщина. На уроках мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. В параллельных классах и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.
Мониторинг состояния физического здоровья обучающихся в традиционных и параллельных классах показал, что количество пропущенных по болезни уроков в классах параллельного обучения ниже.
Непростым был этот год для всех участников образовательного процесса. Положительные результаты параллельно-раздельного обучения налицо: дети быстрее и успешнее адаптировались к условиям общеобразовательного учреждения, стали настоящими школьниками. Мы наблюдаем, что отношение между полами стали более уважительными и трепетными.
Любой учитель должен расти профессионально. Но это не будет происходить без любви к детям. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными, по-своему прекрасными, интересными, какими создала их природа. Важно так выстроить образовательный процесс, чтобы мальчики и девочки могли максимально реализовать свои возможности, заложенные в них природой. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.
Мы за параллельно-раздельное обучение, когда мальчики и девочки учатся в разных классах, но активно общаются во внеурочное время, на творческих занятиях, вместе проводят досуг.
Волкова И.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, 
учитель начальных классов, 
Цепкова Е.Н., учитель начальных классов.