Министерство
образования и науки
Луганской Народной Республики

» » ГОД СЕМЬИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БРЯНКИ

ГОД СЕМЬИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА БРЯНКИ

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

 

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. То, что именно тема семьи ныне становится приоритетной, отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее – кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество.

Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение не наступит и в нашей молодой Республике, если не будут восстановлены семьи. Сегодня семейных проблем накопилось настолько много, что их решение приобрело государственный статус, и 2019 год был объявлен Годом семьи. Основной целью проведения Года семьи является укрепление авторитета семьи, базовых семейных ценностей, укрепление семейных связей и традиций, повышение престижа материнства и отцовства, помощь семье в воспитании детей.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные – 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль – выяснению того, какие оценки получены. Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а выражается он в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию –воспитание детей, что является главной обязанностью родителей, которые зачастую к ней не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил.

Именно поэтому, сегодня, так необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьёй. Приоритетная роль в решении поставленной задачи отводится, прежде всего, системе образования. Именно школе отводится миссия – профессионально, с учётом интересов общества и государства, помочь семье сформировать у ребёнка те качества, которые ему помогут быть успешным в жизни, осознать смысл своего существования, стать полноценной личностью.

Общеобразовательные учреждения города Брянки активно включились в реализацию данного направления. В рамках Года семьи были запланированы и проведены многочисленные культурно-просветительские, научные и образовательные мероприятия, направленные на  воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к семейным традициям, формирование базовых семейных ценностей. Это и традиционные родительские собрания, которые помогли определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволили помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования семейных отношений. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Интересно проходили выступления родителей перед обучающимися  о своей профессиональной деятельности, что не только способствовало формированию уважительного отношения к авторитету родителей, но и носило информационно-профориентационный характер.

Продуктивным были беседы и лектории, направленные на повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей по воспитанию своих детей.

Неотъемлемой частью воспитательной работы в данном направлении стали и совместные с родителями и детьми культурно-массовые мероприятия, направленные, прежде всего,  на формирование умения организации совместного досуга  и многие другие формы работы, которые являются неотъемлемой частью воспитательной работы каждой школы, и несомненно, дают определённый положительный результат.

Однако хочется остановиться на тех традиционных формах работы для нашего города, которые в результате дают наибольший эффект – практических семинарах, конференциях и форумах для родителей. В течение года были проведены форум «Тропинками родительской любви», обучающие семинары-практикумы «Семейно-правовое воспитание», «10 заповедей для родителей», конференция «Роль семьи в воспитании детей» и др.

Основной задачей данных мероприятий является повышение педагогической грамотности родителей посредством практического взаимодействия родителей и педагогов. Ведь, как известно лучше всего запоминаются знания, самостоятельно полученные в активной деятельности. Это наиболее эффективные формы работы т.к. позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

В данные формы работы были включены практические задания, тренинги, мастер-классы для родителей, просмотр проблемных видеороликов с последующим обсуждением. Во время мероприятий родители могли не только освоить приёмы воспитательной работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях. Кроме этого они имели возможность обсудить различные точки зрения, подискутировать, решить проблемные ситуации, которые в итоге позволяли выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

В работу вовлекались не только педагоги школ, но и работники социальных служб, практические психологи, социальные педагоги, представители правоохранительных органов, медицинские работники которые вели просветительскую работу, проводили тренинги, анкетирование. По итогам мероприятий были проведены опросы родительской общественности по результатам которых стало ясно, что данные формы работы наиболее интересны для родителей.

Ещё одним преимуществом является то, что организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

 Однако следует отметить, что данная работа ведётся регулярно и не является нововведением. Год семьи в общеобразовательных учреждениях Брянки – это не единовременная акция, а результат регулярной систематической воспитательной работы, направленной на укрепление авторитета института семьи, базовых семейных ценностей в обществе.